Перелистайте календарь: вереница событий, калейдоскоп знакомых и незнакомых лиц и
даты, даты, даты…
Перед вами неспешно разворачивает
свой замысловатый узор
Полотно Времени. Всмотритесь в него…..
Книги-юбиляры 2012 года
170 лет Гоголь Н.В. «Мертвые души» (1842)
90 лет Грин А. «Алые паруса» (1922)
175 лет Лермонтов М.Ю. «Бородино» (1837)
175 лет Лермонтов М.Ю. «Смерть поэта» (1837)
180 лет Пушкин А.С. «Дубровский» (1832−1833)
180 лет Пушкин А.С. «Сказка о царе Салтане..» (1832)
70 лет Сент-Экюпери А. «Маленький принц» (1942)
140 лет Толстой Л.Н. «Азбука» (1872)
160 лет Толстой Л.Н. «Детство» (1852)
140 лет Толстой «Кавказский пленник» (1872)
160 лет Тургенев И.С. «Муму» (1852)
150 лет Тургенев И.С. «Отцы и дети» (1862)
60 лет Хемингуэй Э. «Старик и море» (1952)
Краткие сведения по теории литературы
Средства художественной выразительности
Тропы
Термин | Определение | Пример |
Аллегория | иносказательное изображение явления с целью показать его главные черты; часто используется в баснях, сказках, где носителями свойств людей выступают животные, предметы, явления природы. |
|
Гипербола | образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление | В сто сорок солнц закат пылал (В.Маяковский) |
Ирония | насмешка в скрытой форме
| Отколе, умная, бредешь ты, голова?(в обращении к ослу) (И.Крылов) |
Литота | выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо явления | Ниже тоненькой былиночки надо голову склонить… (Н.Некрасов). |
Метафора | употребление слова или выражения в переносном значении на основе сходства между явлениями | В крови горит огонь желаний… (А. Пушкин) |
Метонимия | употребление названия одного предмета вместо другого на основании внешней или внутренней связи: а) между материалом и предметом из этого материала;
б) между содержимым и содержащим;
в) между автором и его произведением;
г) между названием всего предмета и названием его части;
д) между признаками лица или предмета и самим лицом или предметом |
а) У них полный дом ковров, хрусталя и серебра.
б) Я три тарелки съел (И.Крылов).
в) Читал охотно Апулея (вместо – книгу Апулея «Золотой осел»), а Цицерона не читал (А. Пушкин).
г) Москва французу отдана (М. Лермонтов).
д) Бушлат протиснулся в дверь.
|
Олицетворение | перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и явления | Спит земля в сиянье голубом (М. Лермонтов). |
Перифраза | замена прямого названия предмета описанием его признаков | Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы… (А.Пушкин). |
Синекдоха | разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по принципу количественного отношения между ними | Все спит – и человек, и зверь, и птица (Н.Гоголь). |
Сравнения | изображение явления путем сопоставления его с другим; сравнение может быть выражено:
а) сравнительным оборотом;
б) сравнительной степенью прилагательного или наречия;
в) творительным падежом существительного |
а) Анчар, как грозный часовой, стоит один во всей вселенной (А.Пушкин).
б) Под ним струя светлей лазури (М.Лермонтов).
в) Великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит (А. Пушкин). |
Эпитет | это художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность | А волны моря с печальным ревом о камень бились (М.Горький).
|
Фигуры речи
Термин | Определение | Пример |
Анафора | повторение отдельных слов и оборотов в начале строк в стихах или начала предложений в прозе. | Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем… (М. Лермонтов). |
Антитеза | резкое противопоставление понятий, образов | Где стол был яств, там гроб стоит (Г.Державин) |
Бессоюзие | намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или между предложениями; отсутствие союзов придает высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины. | Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон… (А.Пушкин). |
Градация | расположение слов в порядке нарастания или ослабления действия или качества | В окошко, в двери, в щель войдя, ввалилась солнца масса (В.Маяковский ). |
Инверсия | нарушение обычного расположения слов в предложении | Судьбы свершился приговор (М.Лермонтов). |
Многосоюзие | такое построение фразы, при котором все или почти все однородные члены предложения связаны между собой одним и тем же союзом, который подчеркивает логически и интонационно перечисляемое | И синего моря обманчивый вал в часы роковой непогоды, и пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы (А.Пушкин). |
Оксюморон | стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое | Люблю я пышное природы увяданье (А. Пушкин). |
Параллелизм | одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения
| В синем море волны плещут, в синем небе звезды блещут (А.Пушкин).
|
Парцелляция | это прием расчленения фразы или предложения на части или даже на отдельные слова | А все Кузнецкий мост, и вечные французы… Когда избавит нас творец от шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок… (А.Грибоедов). |
Риторический вопрос | вопрос, который не требует ответа | Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? (А. Пушкин) |
Риторическое обращение | обращение, направленное не к непосредственному собеседнику | Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (А.Пушкин) |
Умолчание | это намеренный отрыв высказывания, передающий эмоциональность, взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается, что именно осталось невысказанным. | Я знаю, никакой моей вины в том, что другие не пришли с войны. …Что я их мог, но не сумел сберечь, - речь не о том, но все же, все же, все же… |
Эллипсис | пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося | Пороша. Мы встаем и тотчас (садимся) на коня, и рысью (скачем) по полю при первом свете дня (А. Пушкин). |
Эпифора | одинаковая концовка нескольких предложений или повторение слов, словосочетаний в конце предложения, абзаца, стихотворной строки | Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник ? Почему именно титулярный советник? (Н. Гоголь).
|